вторник, 2 июля 2013 г.

Воспитание, развитие и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ограниченными возможностями - это особая социальная группа людей, имеющая существенно важные, в социальном плане особенности и требующая по отношению к себе особой социальной политики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют своеобразную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества.
Воспитание, развитие и социализация детей с ограниченными возможностями построено в соответствии с Федеральным законом "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" и государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

При неуклонном росте, к сожалению, числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

Одной из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования является не только социализация детей в условиях современной жизни, но и оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В решении комплекса задач воспитания принимают участие не только педагоги, воспитанники, родители, но привлекаются специалисты учреждений культуры, психологи, представители правоохранительных органов.

Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ограниченными возможностями основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства. 

Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Поэтому работа в этом направлении приобретает особое значение и актуальность.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из направлений деятельности Центра детского творчества.

В 1996 году организован семейный клуб “Надежда”, которому в 2012 году исполнилось 18 лет. Ежегодно клуб «Надежда» посещает более 35 семей.

Основная цель деятельности клуба: оказание помощи детям с ограниченными возможностями и их родителям в формировании адекватных поведенческих и эмоциональных реакций, способствующих нормальной адаптации и интеграции в социуме через обучение в детских объединениях и создание комфортных условий для организации совместной деятельности: творческой, трудовой, коммуникативной.

В нашей практике мы выделяем следующие задачи:

- создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;

- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности;

- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности.

Основными направлениями деятельности клуба «Надежда» являются:

· сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству с ЦДТ;

· учебно-воспитательный процесс в различных творческих коллективах и кружках по интересам детей;

· психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей;

· организация досуговых мероприятий;

· профилактическая работа;

· анализ эффективности работы.

Для организации работы с такими семьями в Центре детского творчества созданы следующие условия:

1. Нормативно-правовые условия, которые опираются на документы федерального, регионального, муниципального уровней и разработанные на их основе локальные акты учреждения.

2. Кадровые условия, которые определяют уровень квалификации педагогов.

3. Учебно-методические условия необходимы для проведения качественного процесса обучения, включающие наличие методических пособий, специализированной литературы и других материалов; эффективных методов артпедагогики: культурологического, образовательного, воспитательного, коррекционного.

4. Материально-технические и финансовые условия, определяющие возможность приобретения необходимого оборудования и учебно-комплектующих материалов.

5. Информационные условия, позволяющие осуществлять аналитическую деятельность, это - мониторинг: уровня освоения программ, участия детей с ОВЗ и их родителей в массовых мероприятиях, конкурсах, выставках, достижений.

В содержании работы семейного клуба «Надежда» используются такие формы как:
кружковая работа (организованы занятия в кружках: хореографии, декоративно-прикладного творчества, изобразительной деятельности, обучение игре на музыкальных инструментах).

· индивидуальная работа (привитие детям доступных умений и навыков по методу «рука в руке», обеспечение развития способностей детей с ограниченными возможностями).

· культурно-массовые мероприятия (организация и проведение праздников, концертов, конкурсов, развлекательно-познавательных игр, викторин. Среди них: «Что я знаю о своей Родине», «Герб, флаг и гимн – символы нашей страны!», «И снова здравствуйте!», «Что, где, когда», «Любимой маме», «Новогодний калейдоскоп», «Великий День Победы!», «Покров день», «Ярмарка», «Рождественские колядки», встречи с Ветеранами ВОВ и др.).

· спортивно-оздоровительные мероприятия (участие в соревнованиях, аттракционах, спортивно-развлекательных программах; организация выездов на базу отдыха «Голубое озеро», где педагоги-организаторы базы-отдыха проводят спортивные соревнования, основанные на каком-либо сюжете:«Приключение», «Клад» и т.д.)

· работа с родителями (проведение психологических тренингов, консультаций: «Круглый стол», «За чашкой чая»).

· организация и участие в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня: «Я радость нахожу в друзьях», «Солнце для всех» (г. Ханты-Мансийск), «Шаг навстречу» (г. Санкт-Петербург), «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Звонкоголосая Сибирь», «Содружество талантов» (г. Казань), «Русь мастеровая», «Золотые купола» (г. Тобольск); «Открытая Европа», «Вернисаж искусств», «Димитровская суббота», «Филантроп» (г. Москва), «Рождество», «Пасха красная» и др.

· мастер-классы, семинары-практикумы (проводятся для детей и родителей педагогами отделов декоративно-прикладного творчества и эстетики быта: «Новогодние игрушки», «Как украсить стол к празднику», «Волшебство свечи», «Сделай сам открытку», «Расти коса до пояса (прически для девочек), «Современный костюм своими руками» и др.).


Ежегодно в Центре детского творчества проводится более 30 мероприятий для семей клуба «Надежда». Анализ мероприятий показал продуктивность использованных методов, форм и приемов. Организация работы по принципу “дети-детям” с участием детей, не имеющих ограничений по здоровью, является наиболее эффективной формой для проведения мероприятий.

Остается интерес родителей и детей к участию в проведении семинаров-практикумов и мастер-классов по подготовке к праздникам, где дети и их родители занимаются практической деятельностью, изготавливают новогодние игрушки, открытки для мам и пап, расписывают пасхальные яйца, вышивают бисером. 

При поддержке родителей семейного клуба организуются народные праздники «Покров день», «Калядки», «Рождество Христово», «Масленица», где дети клуба активно принимают участие в проведении ярмарок.

Дети клуба “Надежда” всегда активно принимают участие в городских мероприятиях для детей с ограниченными возможностями.

Анализируя работу с родителями клуба “Надежда”, было выявлено, что оптимальной и продуктивной формой работы являются индивидуальные консультации, проводящиеся по запросам родителей в любое для них удобное время.

Способности человека не бывают даны от рождения в готовом виде. Все способности развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром под влиянием обучения и воспитания. В Центре детского творчества создана комфортная среда и условия для организации образовательной деятельности, позволяющие добиться хороших результатов не только в области общения, но и в формировании положительного эмоционального фона, способствующего общему оздоровлению детей.

На занятиях царит располагающая атмосфера творческого поиска. Многообразие кружков дает каждому ребенку возможность найти себя в определенной области, причем не ставится акцент на выборе какого-либо одного кружка. Всегда есть возможность выразить свою индивидуальность в нескольких сферах.

Работа педагогов с семьями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши ребята, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.

Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией. Мы гордимся нашими выпускниками, которым пригодились в жизни полученные знания и навыки в Центре детского творчества. Это: Горюкова Юля, Люлькина Маша, Фролова Валерия, Данильченко Артур, Гражданкина Наталья, Бахтиярова Регина, Зайцев Юрий и др.

Авторы статьи:

Стальмахович А.Г., Кельбас Р.В., заметители директора по учебно-воспитательной работе;

Шлыкова Р.П., руководитель семейного клуба «Надежда».

Комментариев нет:

Отправить комментарий